Два дня без галстука или путешествие по Европе

Жизнь бизнесмена — это непрерывный стресс. Переговоры, встречи, сделки, торги, тендеры, повседневная рутина… Поэтому, когда командировка неожиданно превращается в неплохой отдых — это настоящий праздник

index

Так случилось, что меня, в составе небольшой делегации, пригласили в ознакомительную поездку по Швеции. Вооружившись деловым костюмом и кислой миной, я настроился на скучные и однообразные поездки по предприятиям и стройплощадкам. Но все оказалось не столь печально. . . Фирма, которая встречала нас в Гетеборге, предоставила в качестве гида своего сотрудника: жизнерадостного Давида, эмигрировавшего в конце 80-х из России. Вдоволь насмотревшись местных достопримечательностей и исколесив не только сам город, но и его окрестности, мы уже пресытились местным колоритом. Тогда Давид предложил: «А что, если съездить на пару дней в Копенгаген?» Естественно, такое предложение было воспринято на ура. Собственно, с этого момента и начались наши приключения. Звонки в Данию дали однозначный ответ: все гостиницы забиты под завязку проходит какой-то фестиваль. Мы, вооружившись картой и сведениями местного представителя, приняли стратегическое решение: посетить не только Копенгаген, но еще и приграничный Мальме, где и переночевать (к счастью, там фестивали в этот момент не проходили и в гостиницах были свободные номера). Небольшой шведский городок Мальме находится на расстоянии примерно 80 километров от нашей основной цели, а обладая автомобилем, не составляло никакого труда использовать одну из его гостиниц для ночлега. План путешествия получился следующим: утром выезжаем из Гетеборга и к обеду мы уже у цели, осматриваем город, вечером пересекаем границу в обратном направлении, ночь в Мальме, затем опять по самому большому мосту в Европе попадаем в Копенгаген. Поскольку мост нам предстояло использовать трижды, обратный путь в Гетеборг было решено проложить через паром, соединяющий две соседние страны. В нашем распоряжении был «Volvo 750″, не самая современная машина, но от этого не менее комфортная и скоростная, а путь нам предстояло преодолеть порядка 400 километров. Выехав из города, мы оказались на четырехполосной трассе. Движение достаточно спокойное и неторопливое: правый ряд, как эскалатор, движется со средней скоростью 80 90. Группки по 5-7 машин следуют на небольшом удалении друг от друга. Левый ряд для того, кто не ужился в одной группке и решил ее сменить на тех, кто виднеется впереди (ограничение скорости на трассе 100 км/час). В Скандинавии очень жесткие правила движения, о которых знает почти любой водитель: круглосуточно включенные фары, низкие скорости на трассах, жуткие штрафы. Зато сама дорога одно удовольствие: ровная и прямая. Вдоль трассы в изобилии заправочные станции и закусочные. Преодолев примерно половину пути, мы остановились заправить машину бензином, а себя парой сэндвичей и глотком кофе. Когда я поинтересовался у нашего гида, во сколько обошлась наша «стоянка», мои глаза приняли форму фар Мерседеса Е-класса: оказалось, что неполный бак бензина «супер» с легкостью потянул на 75$. Конечно, я знал, что в Европе цены «несколько» выше, чем у нас, но реальность потрясала. Причем, если в Германии примерное соотношение 1 литр марка, здесь выходило: 1 литр доллар. Продолжили путь. Ближе к границе с Данией нас встретила промышленная зона. По обеим сторонам дороги примерно с сотню километров тянулись заводы-гиганты «Вольво», «Эриксон», «Сааб», и менее знакомые нам предприятия. Несмотря на индустриальный пейзаж, не возникало ощущения присутствия на съемках фильма «Сталкер»: все выглядело ухоженным. Каждое предприятие выделялось собственным оформлением, индустриальная архитектура местами даже радовала глаз. От этих чудес нас резко отвлекло другое архитектурно-инженерное чудо, встретившее нас: это тот самый мост, который соединяет Швецию и Данию. Сказать, что он большой, это мало; сказать, что он красивый, погрешить против истины: на мой взгляд, большие сооружения трудно назвать красивыми, поскольку в них все же больше инженерной работы, чем архитектурной. Но то, что они впечатляют, это точно. Однако все по порядку. Въезд на мост одновременно является и границей между двумя странами, но как члены «Шенгена» эти страны не имеют на внутренних границах таможенных постов и паспортного контроля. Все, что вам предстоит сделать, это оплатить примерно 20$ (за пользование самим мостом) с одной легковой машины. Естественно, что количество пассажиров при этом не учитывается. По идее, большинство пропускных ворот должно работать в автоматическом режиме: кредитные карточки и разменная наличность. Однако когда мы проезжали по мосту в 2001 году, работали только ворота с живыми операторами. Движение по мосту, можно сказать, вялое: машин мало, поскольку и шведы, и датчане предпочитают старые добрые паромы. Не только по привычке, но и по экономическим соображениям. Дело в том, что паром между двумя странами, является «плавучим дьюти-фри», а скандинавам, как и всем людям, свойственна тяга к распродажам и скидкам. По этой причине они и выбирают водный транспорт. Плюс ко всему, видимо, кровь викингов, текущая в местных жителях, заставляет их тянуться к морю и использовать малейшую возможность «походить по волнам». Покинув мост, мы практически сразу оказались в Копенгагене. Первым делом, припарковав машину на одной из узеньких улочек Старого города, отправились обмыть прибытие глотком нефильтрованного датского пива в ближайшую пивнушку. Каково было мое удивление, когда в руках нашего водителя я также обнаружил кружку пенящегося напитка! «Ты собираешься везти нас в Мальме на электричке?» спросил я его. На это он ответил что-то вроде: «Какова она жажды не утоляет», а вечером предложил мне сесть за руль, мол, иностранцу, в случае чего, только штраф полагается: «Ну подумаешь, баксов двести заплатим, и всех дел!». В ответ я улыбнулся и заказал себе еще кружечку божественного напитка, тем самым дав понять, что, ни на какие сделки я, на правах гостя, не пойду. Давиду оставалось только грустно вздыхать: по местным законам ему, гражданину Швеции, светило минимум лишение прав на год при наличии хоть микроскопического количества спиртного в крови. Не стану долго описывать все красоты города, поскольку написанное на бумаге слабо отражает действительность. Скажу только, что впечатлений было даже слишком много на этот день, клонившийся уже к вечеру, и пора было отправляться на ночлег. Немного поискав нашу машину (долго вспоминали улочку, на которой она была оставлена), мы направились вновь к границе. Путь был достаточно короток: примерно через час я уже регистрировался в гостинице Мальме. Коллеги, сославшись на усталость, отправились спать по номерам, а мы с Давидом решили пропустить по стаканчику где-нибудь в городе. В небольшом Мальме оказалось достаточно трудно отыскать заведение по душе. Обойдя несколько заведений и потратив примерно 40 минут, мы успокоились на ирландском пабе. Стоит отдельно остановиться на феномене именно ирландских заведений в Скандинавии: во-первых, их много; во-вторых, они все шумные и грязные; в-третьих, они всегда в подвале; а в-четвертых, в них нередко происходят драки и их периодически закрывают. Не знаю, как вам, а мне понравилось то заведение, в котором мы тихой скандинавской ночью обменивались дневными впечатлениями. Было шумно и дымно, орала ирландская музыка (правда, не «U2″, а насколько я смог понять, аналог нашего «Ленинграда»). К сожалению, в этот вечер драки не было. . . Отлично выспавшись и позавтракав, мы преодолели уже ставший нам знакомым путь через границу и полдня наслаждались Копенгагеном. Но все хорошее рано или поздно заканчивается, надо было собираться назад. Как мы и планировали, обратный путь пролегал через паромную переправу. Здесь оказалось достаточно оживленно, недаром в Швеции существует сухой закон. И датчане, и шведы выстроились в километровые очереди за спиртным. Подобные картины можно было видеть у нас во время перестройки. Виски, водка и красное вино пользовались повышенным спросом. На моих глазах скромная семейная пара упаковала старенький «Фольксваген-универсал» по самую крышу, так что багажник просел до земли. Паром идет примерно 40 минут, за это время местные «викинги» успевают опустошить практически все прилавки трех магазинов парома и, довольные, продолжают свой путь на перегруженных машинах. Путь продолжили и мы, все еще по территории Дании. Справа море, слева шикарные особняки местных воротил. Мне приходилось и в Швеции знакомиться с домами богатых жителей, но от датских они отличались большей скромностью. Если повернуть в сторону от основной дороги, то оказываешься в сосновом бору с узенькими дорожками, похожими на тропки в районе Рублево-Успенского шоссе Подмосковья. Дорога, ведущая от порта, плавно перетекла в знакомую уже нам трассу, до Гетеборга. Мы бурно делились впечатлениями от поездки, да и вообще настроение было прекрасным, когда с нами поравнялся красный фольксвагеновский микроавтобус с польскими номерами, их же флагом и названием какой-то футбольной команды, намалеванном на стекле. Даже и не вспомню, чем они не понравились нашему водителю, но он решил их «попугать». Как только польские фанаты удалились метров на 200-300, наша «Вольво» сделала змеиный бросок, сев им «на хвост». Поляки стали вести себя неуверенно и сбавили скорость до минимума. Все дело в том, объяснил нам Давид, что у шведских «гаишников» не принято устраивать засад или гонять по трассам с включенными мигалками. Они поступают немного иначе. Скромные машины: не новые, и не броские «Вольво» и «Саабы» патрулируют по дорогам, ничем не отличаясь от остальной массы водителей. Выявив нарушителя, они останавливают его высунутой из окна табличкой «полиция». То есть бедные фанаты приняли нас за полицейских и не на шутку перепугались за содержимое своих кошельков. В таком приподнятом настроении мы прибыли в Гетеборг. Вечером в ресторане, где можно было рисовать на скатертях, мы отметили наше возвращение. Я нарисовал русалку.