Обширная русская диаспора заграницей

russkayadiasporazagranicey

В течение многих лет Россия была постоянным источником талантов для других стран. С тех пор как Борис Годунов послал группу молодых школяров учиться в Великобританию, поток способных и предприимчивых, которым зарубежье показалось более привлекательным, чем родные пенаты, не иссякает.
Граждане России и СССР способствовали богатству и процветанию различных государств — от Афганистана до Зимбабве, часто забывая при этом о нуждах своей собственной страны. Некоторые государства невозможно вообразить без большого притока российских иммигрантов. К таким странам относится и Израиль.
Можно говорить о четырех волнах российской иммиграции в Израиль. По описанию социолога Сиднея Хейтмана, первая такая волна состояла из тех, кто бежал от революции, Гражданской войны и голода в 1917 – 1922 гг. Следующая приходится на «переселение народов» во время Второй мировой войны, когда около 2 миллионов евреев бежали, были депортированы или переселились в Израиль из раздираемой войной Европы.

Третий поток был, скорее, тонким ручьем, включающим тех, кто приехал в Израиль после Второй мировой войны и до конца 1980-х гг. Четвертая волна состояла из россиян, покинувших родину после перестройки. Теперь уже количество иммигрантов увеличилось до огромных размеров по сравнению с теми, кто уехал в советские времена: с 1989 в Израиль прибыли более 800 тысяч иммигрантов и еще многие собираются это сделать.
В Израиле вновь прибывшие четвертой волны встретили недружелюбный прием, но стремление там обосноваться было непоколебимым. Экономически они достигли ощутимых успехов. По данным ЦСУ, из тех, кто пробыл в Израиле пять или больше лет назад, 70% имеют свои собственные дома. Безработица среди них составляет около 10,1%.
Между тем, население Израиля подозрительно относилось к «русским». Заявления о том, что «все иммигранты – проститутки и пенсионеры, и ничего хорошего от них ждать не приходится» можно было и услышать от члена Кнессета — израильского парламента, и прочесть на страницах местных газет. Падкая на сенсации пресса многократно оскорбляла иммигрантов четвертой волны. Так, например, была опубликована жуткая история об убийстве в Тель-Авиве. Русскую проститутку арестовали по подозрению в убийстве своей соседки по комнате. Обе женщины проживали в стране нелегально, однако в заголовках к статьям об этом событии ежедневная газета «Маарив» написала о них как о русских иммигрантах.
С культурной точки зрения большинство иммигрантов четвертой волны все еще считают себя русскими. Так, 54-летняя женщина-музыкант говорит: «Моя семья связана с Россией очень сильными узами, это сидит в нас очень глубоко. Я не знаю, почему. То, что приходит в нашей жизни первым – это судьба, которую я разделяю с окружающими людьми. Не только с моей семьей или друзьями, но со всеми людьми, живущими одной судьбой: включая войну, сталинский террор, включая победу демократии. Мой сын принимал участие в событиях 1991 года. Разделить это все – естественно для моей семьи».
Пятидесятилетний профессор изобразительных искусств выражает свои идеи о русском и еврейском культурном наследии так: «Я знаю, что существует еврейская культура, и я воспринимаю себя как еврея. Но когда дело касается еврейской культуры, я чувствую себя неполноценным. Мне трудно воспринимать еврейскую культуру с таким же теплым чувством как русскую. Но я не могу перестать быть евреем, я никогда не чувствовал себя до такой степени дома как здесь, в Израиле».
Еще одна интеллигентная женщина, 65-летняя учительница музыки, так анализирует свои чувства, говоря, насколько она ощущает себя русской: «Для меня одна из самых важных вещей в жизни – роскошь общения. Русский язык уникален, он такой богатый и красивый. Язык и природа – главные причины того, что я никогда не буду чувствовать себя дома нигде, кроме России. Я никогда не смогу, и при этом неважно, насколько блестяще я выучу другой язык, выразить себя на любом другом языке кроме русского».
Вот типичные комментарии, которые можно получить, расспрашивая евреев: «Моя душа привязана к русской земле», «Я был воспитан русской культурой», «Я не могу жить без русской литературы», «Я глубоко привязан к русской природе», «Мои корни в России», «Я принадлежу к российской интеллигенции». С таким отношением и психологическим настроем для части иммигрантов ассимиляция временами идет медленно и болезненно.
Даже общение с теми российскими евреями, которые прибыли в Израиль на третьей волне эмиграции, для вновь прибывших становится проблемой. Сорокалетняя учительница музыки, работающая сейчас в больнице для душевнобольных, рассказывает, как «старые» иммигранты из России избегают общения с ней, отвечая ей на иврите каждый раз, когда она обращается к ним по-русски. Иммигранты «четвертой волны» повсюду чувствуют этот барьер между собой и своими бывшими соотечественниками, приехавшими сюда ранее.
Кроме того, в Израиле имеют место и настроения, которые можно назвать расистскими. Значительная россиян, которые приехали в Израиль, не являются евреями. Им разрешили приехать как членам семей, но большая часть израильского общества не принимает их как равных. Исследование, проведенное Министром по интеграции Яром Тзабаном показало, что только 81,2% российских иммигрантов, которые прибыли в конце 1989 г., – евреи с точки зрения религиозной, то есть у них еврейские матери.
Волна не являющихся евреями иммигрантов из России и других стран СНГ ставит серьезные проблемы перед израильскими религиозными властями, которые принимают решения в таких жизненно важных областях, как рождения, браки, похороны и др. Здесь иммигранты- неевреи не имеют равных прав по сравнению с евреями.
В настоящее время существует политическое движение, начатое российскими иммигрантами для того, чтобы защитить свои интересы в Кнессете. Израиль Белия (Движение за Израиль и иммиграцию) было основано в июне 1995 года бывшим известным советским отказником Натаном Щаранским, который приехал в Израиль в 1986 году. Хотя движение Израиль Белия создавалось с целью помочь иммигрантам в процессе адаптации, оно стало социально значимой силой, которая ориентирует новых иммигрантов в направлении, противоположном традиционной политике интеграции их в израильское общество. Движение Щаранского ведет иммигрантов из России в сторону создания и укрепления своей собственной культурной ниши в Израиле. Вопрос в том, какой будет эта ниша.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: