Осташков — озёрный край (оз.Селигер, Нилова Пустынь)

ostashkov

Добраться сюда можно как на поезде, так и на автобусе. Со стороны Петербурга один раз в два дня ходит пассажирский поезд № 611 Санкт-Петербург — Великие Луки (когда в августе ехали мы, поезд ходил по чётным дням). В районе 8 часов утра он проходит Бологое, и где-то через два с лишним часа он в Осташкове. К сожалению, мы ехали из Ярославля на самарском поезде, и, как водится у нас, он пришёл в Бологое на два часа позже расписания. Мы даже не успели помахать ручкой 611 поезду. Поэтому нам пришлось в течение шести часов проторчать на железнодорожном вокзале в Бологое, так как единственной оставшейся возможностью попасть в Осташков оставался подкидыш Бологое — Осташков, отправляющийся из Бологое в четвёртом часу дня (он тоже ходил только по чётным). Появившуюся было идею ехать на машине пришлось отмести. Хотя до Осташкова всего 100 км с небольшим, за дорогу просят очень дорого.
Помимо 611 поезда из Петербурга по четвергам и пятницам ходит автобус Санкт-Петербург — Осташков. Он уходит из Петербурга в 6 часов вечера, идёт через Новгород, Валдай, Вышний Волочёк, Торжок и приходит в Осташков в 6 часов утра.
В общем, нам ничего не оставалось делать, как дожидаться подкидыша. Сразу отмечу, что в Бологое очень хорошая и весьма дешёвая столовая, расположенная недалеко от железнодорожного вокзала. К тому же на самом вокзале неплохой буфет. Таким образом, пока мы ждали подкидыша, нам было чем заняться.
Наконец, наступил долгожданный час, и мы смогли сесть в поезд. Впрочем, в поезд это не совсем верно, так как под посадку подали всего 2 межобластных вагона. После 6 часов ожидания мы были рады любой возможности скорее попасть на озеро и немного расслабиться, поэтому с большим удовольствием заняли свои места в одном из вагонов.
В седьмом часу вечера мы, наконец-то, оказались на железнодорожном вокзале в Осташкове и сразу же побежали к железнодорожным кассам, для того, чтобы взять билеты в Петербург. Но не тут-то было. Железнодорожные кассы работают только до 16.00, так что, если будете в Осташкове, обязательно это учитывайте. Неподалёку от железнодорожного расположен автобусный вокзал. Там кассы работают гораздо дольше. Если Вам нужен билет до Твери, Москвы или Санкт-Петербурга — Вы можете его взять заранее, чтобы потом, когда будете возвращаться, не бегать от автобуса к автобусу в поисках свободных мест.
Нам были нужны билеты до Петербурга. Автобус Осташков — Петербург ходит вечером только по выходным, в субботу и воскресенье. Мы не стали рисковать и брать билеты, так как не знали расписания теплохода. Как потом выяснилось, мы поступили абсолютно правильно. Единственной возможностью вернуться в Осташков с озера был теплоход. Он ходит один раз в два дня. По чётным дням от Осташкова, по нечётным — обратно. Таким образом, мы могли вернуться в Осташков только в понедельник с утра и билеты просто бы пропали.
Можно конечно было вместо теплохода воспользоваться автобусом. Билеты на него процентов на 50 дешевле, но перспектива приехать на Селигер и не прокатиться по озеру нас не впечатляла.
Понедельник был нечётным днём, а как раз по нечётным дням в одиннадцатом часу дня есть 612-й поезд, кроме того, в 13.22 — подкидыш Осташков — Бологое, а добраться от Бологое, что до Питера, что до Москвы не составляет никакого труда. Решив взять билеты на поезд на обратном пути, мы отправились дожидаться городского автобуса, для того, чтобы попасть на речной вокзал. Надо отдать ему должное, пришёл он довольно быстро.
Полюбоваться городом мы смогли только из окна автобуса, пока ехали до речного вокзала. Однако город заслуживает того, чтобы его внимательно изучить во время неспешной пешей прогулки.
С архитектурной точки зрения ценность в Осташкове представляет церковь Вознесения, которая состоит из летнего и зимнего храмов. Кирпичное здание церкви было построено в XVIII веке.
Однако нам некогда было любоваться достопримечательностями этого старинного городка. Мы приехали на речной вокзал как раз вовремя, для того, чтобы неспеша взять билеты на теплоход.
С этими билетами довольно интересная петрушка. Допустим, Вы на Селигере впервые и не знаете где остановиться. Вы смотрите по карте, выбираете наиболее подходящее место и берёте до туда билет (брать билет здесь придётся обязательно, так как зайцем проехать практически невозможно). Оплачиваете багаж по рублю за килограмм, причём взвесить Вы, по всей видимости, должны были его ещё дома, а если этого не сделали — определяйте на глаз.
В случае, если место Вам не понравилось, и Вы хотели бы прокатиться на теплоходе дальше, то необходимо не просто оплатить разницу в стоимости уже купленного Вами билета и билета между интересующими Вас пунктами, а купить практически полный билет от Осташкова. Прошу учесть это сразу. А если Вы на Селигере впервые, и не знаете где остановиться, то советую либо взять билет до Ниловой пустыни (остановка теплохода называется Светлица), либо выбрать остров Хачин (остановка — пристань Степановщина или Волоховщина).
Нилова пустынь расположена всего в часе хода теплохода.Неподалёку — остров Городомля, знаменитый как место, где художник И. И. Шишкин делал этюды для знаменитого «Утра в сосновом лесу» («Мишка косолапый»).
Благодаря тому, что остров Столбный известен на всю Россию, здесь бывает огромное количество народу, и побывать здесь хотя бы раз стоит. Но, если Вы порядком устали, можно выбрать любой другой остров, благо на Селигере их около 160. Побережье озера было образовано последним ледником и заселено уже в эпоху неолита, о чём свидетельствуют более 20 неолитических стоянок, открытых археологами. Озеро расположено на Валдайской возвышенности, занимает площадь 212 кв. км и имеет глубину до 24 м. Оно представляет собой целую систему взаимосвязанных озёр, называемых плёсами. Всего плёсов 9: Осташковский, Кравотынский, Сосницкий, Полновский, Берёзовский, Весецкий, Елецкий, Троицкий и Селижаровский. Подробную карту озера Вы можете посмотреть на странице «Маршруты». Самый большой из всех островов — остров Хачин, площадью более 30 кв. км, внутри которого находятся несколько озёр. Поэтому, если хотите уединения — выбирайте его. Он расположен значительно дальше от Осташкова, чем остров Столбный, но здесь проще найти безлюдное место для ночёвки. Во всяком случае, мы выбрали именно его и впоследствии не пожалели об этом.
Когда мы приехали на остров, было уже темно. Дело в том, что по пути теплоход заходил на пару турбаз, и в результате вместо полутора часов мы добирались до острова около трёх. Кстати, имейте в виду, что иногда теплоход останавливается на пристанях относящихся к турбазам, только чтобы высадить какую-нибудь тургруппу, а на обратном пути на эту пристань не заходит. Так что, прежде чем выйти, поинтересуйтесь будет ли здесь теплоход останавливаться на обратном пути, а то можете оказаться в довольно неприятной ситуации.
Мы вышли на пристани Степановщина. Отошли от пристани сотню метров, и сразу же раскинули лагерь, несмотря на то, что трава была по пояс и приходилось её уминать, чтобы поставить палатки. Сказались 6 часов ожидания на железнодорожном вокзале в Бологое.
На следующее утро, когда мы проснулись, моросил дождь. Погода была такой, что даже не хотелось выходить из палатки. Но нам необходимо было как следует оглядеться вокруг и, по возможности, перенести лагерь в более удобное место, где был бы выход к воде. Мы собирались провести здесь два дня и хотели бы хорошенько отдохнуть.
Прогулявшись немного по острову, мы нашли подходящее место для стоянки неподалёку от деревни Сальниковщина, на самом берегу озера, с прекрасным выходом к воде, и перенесли туда лагерь.
Весь день мы отдыхали и отъедались: прогулялись по лесу, поели черники, набрали грибов и сварили суп, наелись яблок и накормили ими местную корову, полюбовались на лошадей. На следующий день, узнав у местных, что в Волоховщине есть продуктовый магазин, мы отправились туда.
По сравнению с Сальниковщиной, Волоховщина оказалась довольно большой деревней. Здесь было много народа. Поэтому не удивительно, что присутствовал и магазин, который, кстати сказать, нам очень понравился. Он небольшой, но в нём есть всё, что необходимо: крупы, консервы, кондитерские изделия и даже холодное пиво.
Взяв несколько бутылочек «Афанасия», мы посидели за столиком около магазина, поговорили о жизни и стали собираться обратно. На часах было уже 6 часов вечера, а завтра надо было быть на пристани в 7 часов утра, чтобы успеть на теплоход. Придя в лагерь, мы поужинали, посидели у костра и улеглись спать.
На следующее утро мы проснулись рано утром, собрали вещи и отправились на пристань. Как водится, теплоход опоздал на полчаса, но зато мы успели напоследок сфотографироваться на пристани на фоне восходящего солнца. По трапу мы забрались на борт теплохода и помахали ручкой острову Хачин.
Всё хорошее рано или поздно заканчивается. Подходит к концу и наше летнее путешествие. Теплоход уже давно прошёл Светлицу, скрылась за островом Нилова пустынь. Медленно причаливает он к осташковской пристани. При выходе на причал у каждого проверяют билеты! На речном вокзале в ожидании пассажиров теплохода стоит коммерческий автобус. Можно, конечно, подождать городской муниципальный, но есть риск опоздать на поезд, а так — десять минут и мы на вокзале. В начале одиннадцатого должен быть по расписанию 612-й поезд Великие Луки — Санкт-Петербург, через час — поезд на Москву. Одна касса обслуживает питерцев, другая — москвичей. За билетами огромная очередь в обе имеющиеся кассы. За 15 минут до отправления нам удалось-таки взять билеты. Мы садимся в вагон, и через некоторое время поезд трогается. До свидания, Осташков. До свидания, Селигер.