Вольная регата на яхте по Хорватии

regata-horvatia

Случилось так, что три семейные пары, встретившие вместе не один Новый год, решили снова собраться для совместного отдыха, на этот раз летом. Чтобы не надоесть друг другу за время бесконечного валяния на пляже, на общем совете решили испробовать что-нибудь такое вполне особенное, экзотическое. И тут один из нас предложил: «Ребята, а давайте по морю на яхте покатаемся?» Мы подняли его на смех: перспектива многодневного болтания по волнам с зелеными от морской болезни лицами показалась нам более чем сомнительной. Но слово за слово, шутка за шуткой и идея стала казаться более привлекательной и заманчивой. И вот уже всех это страшно зажгло, воображение рисовало морские просторы, флибустьерские бриги, россыпи пиастров… Решение было принято: едем! Правда тот, кто это придумал, в какой-то момент попытался уйти в сторону и стал бормотать, что, может быть, не стоит, мало денег, и вообще. . . Но мы его убедили. После долгих споров и поисков в Интернете мы остановили свой выбор на недельном яхт-чартере (оказывается, даже термин такой специальный есть) по волнам Адриатического моря на 42-футовой яхте «Радуга» класса SunOdissey. Яхта ждала нас в хорватском порту Пула, куда мы и отправились двумя заездами. Поскольку отпуска у всех начинаются, увы, по-разному, решили, что часть команды приедет в Хорватию на неделю раньше, освоится, акклиматизируется, а потом мы все встретимся, оставим детей на попечение бабушек и уйдем в море. Мы выехали первыми. Хорватия забавная страна. Чувствуется, что она много лет была социалистической это наложило на нее неизгладимый отпечаток. Там дивная природа, не похожая ни на что другое. Там довольно жарко, но не душно, как-то с ветром, но не влажно, климат своеобразный там, где мы были, и очень приятный. Но при этом на побережье индустрия развлечений практически не развита. Пляжи не обустроены, купить что-нибудь напитки, закуски, мороженое почти невозможно; водных развлечений раз-два, и обчелся… Зато все дешево проживание, еда, такси. Ни разу за все время отпуска съесть больше, чем на 20 долларов с человека обед из четырех-пяти блюд, с вином и долгими посиделками нам не удалось. По-видимому, это просто невозможно! Еще мы освоили прокат велосипедов. Стоит это удовольствие 60 кун (меньше 9 долларов), и за эти деньги едва ли не на сутки вы получаете добротный велосипед для поездок по пересеченной местности. Для детишек есть специальные сидения, крепящиеся на заднее колесо, и ребенок сидит там совершенно спокойно и безопасно. Нам предлагали экскурсию с группой в национальный парк «Плитвицкие озера», но как-то очень уж это было похоже на вульгарное вытягивание денег из туристов. Поэтому мы взяли напрокат микроавтобус, изучили карту и отправились туда сами. Конечно, у нас не было гида, но мы решили, что сможем вполне обойтись без рассказов о красоте Хорватии и о том, как страна уверенно шагает в будущее. Достался нам «Fiat Ducato» прямо скажем, не самый лучший в мире микроавтобус: дизельный, довольно слабенький и со специфическим кондиционером: в передней и задней частях салона обдув работал хорошо, зато посередине было такое пекло, что ноги опустить на пол не представлялось никакой возможности. Несмотря на легкие технические недостатки обошелся нам такой автономный вариант в шесть раз дешевле, чем экскурсия в группе. Дороги в Хорватии отличные, но разгоняться больше километров 120–130 этот автобус не желал, нужно было давить на газ двумя ногами, чтобы набрать приличную скорость. Я с детства помню югославские фильмы про индейцев с Гойко Митичем в главной роли. Теперь я уверен, что их снимали именно здесь, в национальном парке «Плитвицкие озера», где водопады каскадами переходят один в другой и обрушиваются в кристально чистые озера. Глубина может быть 10-15 метров, но вода такая прозрачная, что видно дно. В некоторых местах красноватые скалы вплотную подходят к воде и кажется, что вот сейчас из-за скалы появится какое-нибудь чудо в перьях, начнет улюлюкать и размахивать копьем. Здесь было ощутимо холоднее, чем на побережье, да и по дороге: только что мы изнывали от жары в 35 градусов, и вот уже всего-то 15, и зуб на зуб не попадает… Когда мы катались на теплоходике по озерам, еще и дождь пошел. Дело приняло серьезный оборот. Но мы не растерялись и на первой же пристани забежали в единственный, похоже, на весь парк магазин и скупили там всю сувенирную одежду, по счастью, оказавшуюся теплой. Хотя стоило нам отъехать чуть-чуть от озер, как на нас снова навалилась жара. И вот суббота. Дети оставлены с бабушками, взрослые, наконец-то, все в сборе, и нам пора на яхту. Едем в Пулу, к марине. Марина это не имя какой-нибудь прекрасной хорватки, а тип порта для яхт. Там все желающие могут заправить яхты, пополнить запасы пресной воды, зарядить аккумуляторы, получить какое-то бытовое обслуживание. За деньги, конечно. В марине находим контору фирмы, сдавшей нам яхту, оформляем необходимые бумаги, покупаем дополнительный парус уж очень хочется покрасоваться посреди Адриатики в полном парусном вооружении. Помимо тех двух тысяч евро, что стоила нам аренда яхты, оставляем там еще 1500 евро залога (и даже не деньгами, а в виде слип-карты) на покрытие страховки в случае чего (потом нам этот залог вернули), и еще примерно в 200 евро нам обходятся дополнительный парус и мотор для надувной лодки. Тут выясняется, что шкипер наш еще не приехал, и ждать нам его долго: бедолага продирается сквозь автомобильные пробки где-то под Сплитом, а это прилично далеко. Не желая терять время даром, прикидываем, чем бы заняться и подглядываем за соседями. Обращаем внимание, что все что-нибудь загружают на яхты, и, посовещавшись, отправляемся на поиски магазина. Нашли и закупили там такое количество провизии, что на причал пришлось возвращаться на двух такси. Погрузка тоже не обошлась без приключений я уронил тележку в воду, и мы устроили неплохое шоу для всех яхтсменов и персонала марины… Наконец, прибыл наш шкипер молодой симпатичный парень, потомственный мореход. Оказывается, он, в основном, водит по морям огромные торговые суда, а в отпуск прирабатывает на яхтах. Не столько от нехватки денег хотя зарабатывает он на этом прилично: 500-600 евро в неделю, а просто потому, что нравится. Опишу вкратце внутреннее устройство яхты: кают-компания, она же камбуз; четыре каюты три для нас, одна для шкипера. На яхте два гальюна (туалета), совмещенных с душем. Хотя, конечно, после душа на яхте принимать душ на берегу это очень большое удовольствие, на яхте, все-таки, тесновато. Кроме того, на корме был тент, под которым помещался стол, две лавки с обеих сторон от этого стола, рулевое колесо и навигационные приборы для шкипера. Идти на яхте под парусами это непередаваемое ощущение! Тишина и в то же время ее отсутствие. Только естественные звуки: гудение ветра в рангоуте и тугой звук разрезания килем воды! На дизельном двигателе, конечно, тоже неплохо, но все равно уже не то: тарахтит… Мы, конечно, взяли с собой таблетки от морской болезни. Но нам они почти не понадобились: лишь на второй день, когда шкипер сделал 50-мильный переход (что при нашей скорости 7 узлов (13 км/ч) все-таки очень много, нас едва не укачало. Мы попросили его не делать больше таких длинных переходов, и дальше стало легче. В открытом море нельзя бросать якорь глубина метров 70, а длина нашей якорной цепи всего 15. Мы дрейфовали и купались. Купаться в открытом море, когда ты от берега на расстоянии пяти миль, а эхолот показывает, что под тобой 70 метров воды дело ни на что не похожее и словами неописуемое. Это какой-то первобытный восторг. Чистота вокруг невероятная. И очень странный цвет: там яркое солнце, а вода как чернила. Когда прыгаешь с борта, то все-все видно: как человек плывет, рыбы какие-то снуют вокруг и прочие морские твари. Больше всего нам понравилось само плавание море, яхта под парусами, тишина, и мы на корме под тентом за бутылочкой вина. Так мы неспешно перемещались по Адриатике от марины к марине. Ночевали только на яхте. В один из дней причалили к острову Бриония там раньше была дача Иосипа Броз Тито, а теперь резиденция президента Хорватии. Там есть даже маленький зоопарк, еще со времен Тито: зебры, буйволы, слоны с огромными бивнями… При желании можно сфотографироваться в «Кадиллаке» 50-х годов, принадлежавшем Тито. Неземной красоты автомобиль! Но на острове все очень дорого. Причем, на мой взгляд, дорого неоправданно: сервис оставляет желать много лучшего… Увы, все хорошее обычно очень быстро заканчивается. Так и наша «регата»: только мы вошли во вкус а все, пора возвращаться… Но ничего, в следующем году мы обязательно вернемся в Хорватию, только пойдем немного южнее, ближе к Дубровнику, говорят, там еще лучше. Да и шкипер наш, уроженец тех мест, обещал нам сказочные красоты!